Ассоциация предприятий индустрии туризма
Калининградской области
(4012) 53-80-71
35-06-56
info@apitko.ru

ИТОГИ СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ АПИТКО

Уважаемые коллеги, по итогам собрания членов АПИТКО подготовлен и отправлен отзыв на Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы РФ" Председателю Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации С.Е.Нарышкину. С ним можно ознакомиться. См. ниже.





Исх № ____
« 21 » января 2015 г.

Председателю Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
С.Е.НАРЫШКИНУ


Уважаемый Сергей Евгеньевич!

     Ассоциация предприятий индустрии туризма Калининградской области в течение 2014-2015 гг. провело ряд совещаний с региональным турбизнесом при участии Министерства по туризму, посвященных обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы Российской Федерации» (далее – федеральный закон).
     На взгляд туристского сообщества, меры по модернизации законодательства, регулирующего различные аспекты деятельности компаний в сфере выездного туризма, действительно назрели.
     Среди них, в частности, запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицам, сведения о которых отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров; установление требований к договорам с авиакомпаниями, гарантирующих возвратную перевозку независимо от финансовых отношений между туроператором и авиакомпанией; разграничение ответственности туроператора и турагента и др.
     Вместе с тем, ряд положений законопроекта не отвечают заявленным целям в части усиления гарантий защиты прав потребителей,  разграничения ответственности участников туристического рынка и легализации турбизнеса в РФ.
Изменения в действующее законодательство должны быть комплексом мер по преодолению кризиса в туристической отрасли и способствовать развитию как въездного, так и  выездного и внутреннего туризма.
     Однако, представленный вариант законопроекта содержит ряд новаций, способных привести к уничтожению легального туроператорского и турагентского бизнеса в РФ, а также бизнеса ряда авиапредприятий. Это, в свою очередь, неизбежно повлечет ущемление прав граждан на отдых, так как внутренний туризм не в состоянии удовлетворить потребности российских граждан, не только по уровню сервиса, но и по климатическим условиям. Для развития внутреннего и въездного туризма недостаточно ограничить выездной туризм, необходимо, прежде всего, создать соответствующую инфраструктуру.
В Калининградской области (заграничной от России) – единственном российском эксклаве -  туроператорам, даже занимающимся исключительно внутренним туризмом (по России), необходимо быть включенным в реестре  Международного выездного туризма, поскольку такие туры  связаны с оформлением виз. Таким образом,  калининградские туроператоры несут дополнительные затраты, в отличие от остальных российских туроператоров. В законопроекте эта ситуация не учтена!
Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрено 3 вида туризма: внутренний, въездной и выездной.
Принятие предлагаемого законопроекта неизбежно повлечет массовый вынужденный уход с туристического рынка выездных туроператоров, а в Калининградской области -  и внутренних.
Представители туристического бизнеса Калининградской области единодушно отмечают, что предложенные в проекте нововведения направлены на монополизацию рынка, многие из коих могут попросту разорить региональный турбизнес, который в основном представляют микро- и малые предприятия, специализирующиеся на автобусных турах.
В предложенной редакции поправки не в полной мере достигают цели защитить туриста, прослеживается явный перекос в сторону защиты интересов крупных компаний в ущерб малым и средним операторам, представленным на рынке выездного туризма.
В статье 17 законопроекта предложено увеличить минимальный размер финансового обеспечения до 50 млн. рублей для туроператоров в сфере выездного туризма. Это явно избыточно и экономически не обосновано для  туроператоров, организующих автобусные туры.
Таким образом, фактически исключается возможность туроператорской деятельности для  представителей малого и среднего бизнеса, работающих в нишевых, приграничных и заграничных сегментах туристского рынка, главным образом, в регионах.
Предлагаемая норма в 3% от общей годовой цены турпродукта, по мнению экспертов страхового и туристического рынка, оказывается трудно реализуемой. Она не должна превышать 1,5-2%.
Внимательное обращение к истории туристского бизнеса в России, начиная с 2008 г., когда было введено обязательное страхование ответственности туроператоров,  показывает, что система фингарантий,  по сути, дезавуировала себя в реалиях нашей страны. Ответственность за это лежит не только на туроператорах, занижавших  размеры оборота, но и на страховых компаниях.
Сама по себе идея финансовых гарантий внушала туристам иллюзию того, что страховая компания сможет полностью компенсировать каждому стоимость оплаченного, но неисполненного тура. Сегодня ясно, что декларируемые обязательства не соответствуют действительности: три из четырех компаний, лидировавших по размеру  финансового обеспечения среди российских туроператоров, приостановили в 2014 г. свою деятельность, и ни один из их клиентов не получил 100%-ое возмещение понесенных затрат в досудебном порядке.
Практика показывает, что будучи коммерческими структурами, заинтересованными в максимизации доходов и минимизации убытков, страховые компании неохотно идут на выплату страхового возмещения туристам без судебного разбирательства, ищут малейшую правовую зацепку, чтобы отказаться от своих обязательств перед туристами ( например, требуя уже после приостановки деятельности туркомпании, признать недействительным договор страхования ответственности).
Более того, уже после масштабных приостановок деятельности в 2014 г. страховые компании в массовом порядке отказываются заключать с туроператорами договоры страхования ответственности. Законная альтернатива фингарантиям – банковская  гарантия, в силу своей дороговизны и неудобства бизнесом используется крайне редко. В такой ситуации неудивительно появление недобросовестных, «третьесортных» страховых компаний, которые получают право страховать туроператоров и принимают страховые взносы, а затем не могут выплатить причитающиеся туристам средства. Как Вы понимаете, в данном случае ответственность  несет отнюдь не туристический бизнес, подавляющее большинство субъектов которого  хочет играть  по правилам.
Как избыточный для большинства туроператоров, относящихся к категории малого бизнеса, можно оценить и предложенный в пункте 11  статьи 11 законопроекта порядок формирования резервного фонда за счет фиксированных взносов в минимальном размере 100 тыс. рублей. В данной  статье предусмотрен дифференцированный подход к определению размера взноса, в то же время минимальный размер взноса рассчитан по соотношению к приему 100 тыс.  туристов. В Калининградской области за год туроператоры отправляют не более 30 тыс. туристов. Нельзя не отметить явную диспропорцию в размере отчислений для региональных туроператоров.
Введение предлагаемого фонда персональной ответственности будет губительным для малых региональных туроператоров, занимающихся автобусными турами. Кроме того, отчисление в фонд планируется собирать ежегодно до достижения ожидаемой общей годовой цены турпродукта. Это чрезмерная норма, ведь персональный фонд расходуется только для экстренной помощи туристам, оказавшимся за рубежом, а это, как правило, не более 30-40% от общего числа туристов в совершенно определенные периоды времени – в  основном, в течение месяца, что с учетом годового оборота должно составить лишь 10-12% от общего объема обслуженных туристов. Например, для туроператоров, обслуживающих в год 12 тыс. туристов, потребуются средства для помощи 3-4 тыс. туристам, а не всем, как предполагается.
Столь же необоснованной и явно репрессивной является идея исключать туроператора из  реестра, если фактические результаты его деятельности будут выше прогнозного показателя предыдущего года на 10 и более процентов.
В связи с вышеизложенным, считаем  нецелесообразным  принятие проекта федерального закона № 677890-6 «О внесении изменение в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации» в данной редакции и предлагаем направить данный проект на доработку.
В приложении (на 2 листах) представлены предложения о внесении изменений в данный проект федерального закона.


С уважением,

Т.П. Торопова,
председатель ассоциации предприятий
индустрии туризма Калининградской области







ПРИЛОЖЕНИЕ
Предложения Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области (АПИТКО) по внесению изменений в проект Федерального закона «О внесении изменение в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации».


1.    В пояснительной записке  к законопроекту отразить анализ сложившейся кризисной ситуации на рынке выездного туризма.
2.    Дифференцировать виды туристской деятельности, в том числе выделить в отдельную категорию туроператоров-заказчиков чартерной перевозки, малых туроператоров в сфере выездного туризма, туроператоров приграничных, эксклавных/анклавных  регионов, занимающихся внутренним и выездным туризмом.
3.    Рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - изменить базовый размер финансового обеспечения для малых туроператоров в сфере выездного туризма до 5 млн. рублей  (средний оборот регионального туроператора).
4.    Часть 2 подпункта б пункта 11 статьи 11 изложить в следующей редакции:
«Резервный, ранее компенсационный, фонд формируется за счет фиксированных взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, перечисляемых в денежной форме в следующих размерах:
30 тыс. рублей -  для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма не более чем 30 тыс. туристов включительно;
50 тыс. рублей -  для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма не более чем 50 тыс. туристов включительно;
100 тыс. рублей -  для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма не более чем 100 тыс. туристов включительно;
300 тыс. рублей -  для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма  более чем 100 тыс. туристов и не более чем 500 тыс. туристов включительно;
500 тыс. рублей -  для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма  более чем 500 тыс. туристов».
5.    Не вводить фонд персональной ответственности для туроператоров, не занимающихся чартерными перевозками, т.к.  размер взносов в резервный фонд достаточен.

Председатель АПИТКО                Т.П.Торопова










Возврат к списку